Холодный асфальт – дорожно-строительный материал, который предназначен для ямочного ремонта, либо для асфальтирование небольших участков дороги. Холодный асфальт — это смесь щебня, графия, песка и минимального порошка, а также в такую смесь добавляют вяжущее вещество, которым является битум.
Часто холодный асфальт называют «холодные складируемые органоминеральные смеси». Под этим термином понимаются и другие смеси
- Холодная литая эмульсионно-минеральная смесь (ЛЭМС) — смесь щебня, песка, органического (битумная эмульсия) и минерального вяжущего (цемент), а также специальных добавок..
- Холодная регенерированная асфальтобетонная смесь (асфальтогранулобетон) — смесь асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки), зернистого минерального материала необработанного битумом (щебня, песка, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смеси), вяжущего и воды
Основные отличия холодного асфальта от горячего
Основное отличие холодного асфальта от горячего — состав. В холодном используется жидкий или среднегустещий, а в горячем вязкий битум. Также отличие в температуре укладке, горячей не ниже +5 °С, а холодный можно укладывать при -5 °С
Принцип работы у холодного асфальта следующий. Асфальтобетон набирает прочность по мере испарения углеводородных соединений входящих в состав жидкого битумного вяжущего
Холодный асфальт после изготовления может храниться достаточно долгий срок (от 2 недель до нескольких месяцев).
Назначение и сфера применения холодной асфальтобетонной смеси
Холодный асфальт как говорилось ранее используется в основном для того, чтобы залатать дорожное полотно, в котором есть прорехи. Холодный асфальт используют, когда нужно оперативно не ждав погоды или отгрузки горячего асфальта заделать яму (обычно малыми картами (до 1 м2) с небольшой общей площадью работ (3–5 м2).) Ибо, если ее не заделать, то «Коррозия» полотна будет увеличиваться, что приведи к значимым тратам для ремонта покрытия.
Однако есть и ограничения, холодный асфальт имеет в 2–3 раза меньшую прочность и водостойкость по сравнению с обычной горячей асфальтобетонной смесью, то его применением для ямочного ремонта дорожных покрытий допускается только на дорогах III–V категории. На дорогах же I–II категории для ямочного ремонта должна применяться горячая уплотняемая или литая асфальтобетонная смесь. Поэтому холодный применяют когда:
- плохие погодные условия (дождь, снег, температура воздуха ниже +5 °С) не позволяющие использовать традиционные материалы для асфальтирования;
- необходимость оперативного устранения дорожного дефекта (яма, выбоина или просадка асфальта), представляющего опасность для движения транспортных средств;
- одиночное повреждение малой площади (до 1 м2) или несколько мелких повреждений общей площадью 3–5 м2.
Преимущества и недостатки холодного асфальта
Холодный асфальт, как материал для ямочного ремонта дорог, имеет следующие преимущества:
- Возможность укладки при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С.
- Простота использования, не требует привлечения крупной дорожной техники
- Доступность материала. Холодную асфальтобетонную смесь, в отличие от горячей, не обязательно покупать на асфальтобетонном заводе навалом, а можно приобрести небольшой партией (как правило это 25-, 30- или 50-килограммовый герметичный мешок или пластиковая тара), которой хватит для заделки одной маленькой ямы.
- Длительный срок хранения. В отличие от горячих смесей, холодные могут храниться достаточно долгий период времени (от 2 недель до нескольких месяцев) без существенной потери своих свойств.
Недостатки холодного асфальта:
- Низкая степень сцепления с влажной поверхностью.
- Низкая прочность и водостойкость холодного асфальтобетона (в 2–3 раза ниже чем горячего), что в свою очередь делает такое покрытие недолговечным.
- Покрытие из холодного асфальта имеет низкую сопротивляемость сдвиговой нагрузке. Это исключает его использование для ремонта дороги в зоне пешеходных переходов, перекрестков и автобусных остановок.
- Стоимость холодного асфальта в 2–3 раза выше стоимости горячей асфальтобетонной смеси.